Выбор тормозной жидкости
ЧТОБЫ ЗАТОРМОЗИТЬ
Гидравлические системы привода тормозов на автомобилях появились в середине20-х годов. Сначала в качестве тормозной жидкости использовали касторовое масло, но зимой оно густело и поэтому потребовалась разработка специальных тормозных жидкостей. В настоящее время тормозные жидкости продолжают совершенствовать. Что же это за жидкость?
Свойства. Подъезжаю недавно к бензоколонке, где продают эксплуатационные материалы, протягиваю два рубля и прошу бутылочку«Невы».
— «Нева» подорожала и называется теперь«Томь». С вас еще сорок копеек! На самом деле«Томь» и«Нева»— разные тормозные жидкости, причем качество«Томи» выше. Однако все по порядку.
Переход на дисковые тормоза в современных автомобилях повысил тепловую напряженность работы тормозных цилиндров. При тяжелых условиях работы(например, в горах) поверхность тормозного диска и тормозные колодки нагреваются до700° С!
Большая часть тепла передается окружающему воздуху, но некоторая доля идет на нагревание деталей тормозной системы. Температура тормозных цилиндров передних колес может достигать150° С. Если в результате длительного торможения при движении с горы автомобиль остановился и встречный поток воздуха не обтекает тормозные диски, температура цилиндров может резко подскочить до190...200° С. Естественно, при таких условиях температура кипения тормозной жидкости должна быть достаточно высокой; ведь если жидкость закипит, тормозная педаль провалится до пола, а машина будет продолжать ехать.
Тормозная жидкость должна быть морозостойкой— не выделять осадков и не расслаиваться в результате длительной выдержки при температуре—40° С и ниже. Кроме того, ее вязкость при—40° С не должна возрастать настолько, чтобы тормозную педаль
трудно было продавить.
И, разумеется, тормозная жидкость не должна вызывать разбухания или усадки резиновых деталей и коррозии деталей тормозной системы.
Имеющиеся сейчас в продаже тормозные жидкости готовят на касторовой и на гликолевой основе, причем активно идет процесс вытеснения касторовых жидкостей: в странах с развитым автомобилестроением последних выпускают менее5%.
Жидкость на касторовой основе получают смешиванием касторового масла со спиртами: «красная жидкость» (БСК) содержит по50% масла и бутилового спирта, а «желтая жидкость» (ЭСК)—60% масла и40% этилового спирта.
Эти жидкости обладают отличными смазывающими свойствами, оптимальной вязкостью при температуре от—25 до+70° С, они не гигроскопичны, никак не влияют на резину. Даже запах у них приятный! Но... ЭСК закипает уже при78° С, и поэтому сейчас производство ее прекращено, БСК начинает кипеть при118° С, поэтому она пока не снята с производства. Но нижний
температурный предел ее применения составляет—20... —25° С. При более низкой температуре в жидкости появляются сгустки кристаллов касторового масла, которые закупоривают гидросистему и приводят к отказу тормозов.
Гликолевые тормозные жидкости готовят на основе гликолевых эфиров, добавляя к ним полигликоли, ингибиторы коррозии и противоокислители.
Первой отечественной гликолевой тормозной жидкостью была ГТЖ-22 с температурой начала кипения100° С и температурой застывания—60° С.
Для автомобилей ВАЗ была разработана«Нева», которая начинает кипеть при температуре190°С и застывает при температуре—63° С. Казалось бы, температурный интервал достаточный. Но гликолевые жидкости гигроскопичны. Они поглощают воду
даже в таких герметичных местах, как колесные тормозные цилиндры, резиновые шланги (благодаря диффузии воды через резину), не говоря уже о расширительном бачке.
Поэтому с течением времени температура кипения«Невы» снижается и стабилизируется на уровне130...150° С. Во влажном прибалтийском климате это происходит через два года, а в сухом Среднем Поволжье—через три.
Для того, чтобы повысить безопасность, разработаны и продаются новые тормозные жидкости: «Томь» с температурой кипения205° С и«Роса» с температурой кипения260° С.
Заменять тормозную жидкость все же следует в районах с морским, влажным климатом через два года, а с сухим климатом—через три. И дело здесь не только в понижении температуры кипения, но и в том, что насыщенная водой тормозная жидкость вызывает
.коррозию металлических поверхностей. Гликолевые тормозные жидкости, несмотря на их достоинства, имеют и недостатки: они неприятно пахнут и ядовиты как антифриз.
Применение. Можно ли вместо рекомендуемой«Невы» применять жидкость на касторовой основе?
- Можно и даже полезно с точки зрения долговечности резиновых манжет, но только при эксплуатации автомобиля при температуре выше—5°С и в условиях, когда, не приходится часто пользоваться тормозами. Дело в том, что в тормозных системах,
рассчитанных на применение«Невы», трубки гидромагистрали имеют внутренний диаметр не6, а5 мм.
В холодную погоду из-за большей вязкости жидкостей на касторовой основе происходит запаздывание при торможении, что, естественно, недопустимо.
А вот при частом или длительном торможении происходит сильный нагрев тормозных цилиндров, особенно при дисковых тормозах. В этих условиях касторовая жидкость закипит и торможение прекратится.
Применять же гликолевые жидкости вместо касторовых нельзя из-за того, что резина манжет обычных тормозных систем не стойка в присутствии гликоля.