Химичим с цинком и ржавчиной.
Отличная статья о том как эффективно бороться с ржавчиной от Levsha1988
Давно хотел попробовать гальванику. Электролизом осаждать цинк на черных металлах. В быту пригодится, да и изучить стойкость к коррозии. Есть наборы для оцинковки в продаже, но они дорогие, за таких мелких 2 пузырька и пары причендалов отдавать деньги. искать еще где продается. Пробуем составить это дело самим.
Покупаем в магазине радиодеталей паяльную кислоту, с содержанием цинка. Состав- хлорид цинка. Цинк растворенный уже в соляной кислоте. Там цинка завались. Стоит в местном магазине литр — 400 руб. Литра хватит на очень много.
Сразу там же покупаю ортофосфорную кислоту. Тоже является паяльной кислотой. 50 мл. достаточно.
Делаем 2 электрода.
Первым будем чистить от ржи, и его в идеале делать из нержавейки. Нержавейки в моем барахле не оказалось. Отрезал пластинку от корпуса комп. CDпривода. Припаял к этой пластинке медную проволоку, в кач-ве ручки. На пластинку закрепил материал. Лучше всего войлок (шинели, валенки и пр.) он жестче и не продавливается (иначе КЗ).
Второй электрод делаем для нанесения цинка. Пластинку берем от цинкового днища ранее набранных солевых батареек (снять оболочку у батарейки и вкруговую отпилить дно, очистить от солей и порошка.) (Солевые- самые дешевые батарейки в продаже.) Так же припаиваем к ней медный штырь. и закрепляем войлок.
Нужен будет источник питания.
Тут главное условие — возможность регулировки силы тока. У меня есть самопальный источник от 0 до 24 вольт и стабилизацией тока 0 до 10 ампер. Если такого нету- то можно регулировать ток через лампы ближнего или дальнего света последовательно в цепь.
Начинаем чистить от ржавчины. Тут специально вырастил немного ржавчины, что б потом смыть. Таким методом можно выжирать и куда более злую ржу.
К электроду которым чистим подключаем + источника. К очищаемому объекту - Ставим напряжение 12-15 вольт и отсечку тока в 1.5-2 ампера.
Пропитываем войлок электрода ортофосфорной кислотой.
И начинаем водить по ржавчине.
Начинает шипеть, БП показывает что ток пошел (1.5-2 А). Выделение водорода и активность кислоты- отколупывает и растворяет ржу, которая засела в порах и ржа остается на войлоке. Электрод нужно часто полоскать в воде, и снова пропитывать в свежей ортофосфорной кислоте, т.к то что в руке начинает растворяться, и осаждаться на маховике. а это нам пока не надо.
Вот ржа вычистилась. Голый, чистый металл, на котором видны мелкие неровные коросты, что захавала ржавчина. Все, очистили.
Далее обильно протираем насухо. Обезжириваем ацетоном, пальцами не трогаем.
Берем электрод для цинкования. Подключаем его к тому же + источника. Пропитываем его хлоридом цинка. Ставим на БП отсечку тока 0.2-0.4А. Начинаем быстро не отрывая и не задерживая на месте водить по железяке. Как только появилась легкая, тонкая пленка цинка- ставим отсечку тока в 0.8-1 А и так же быстро водим, пока не получим желаемую толщину покрытия. Регулировка тока дает возможность управлять интенсивностью реакции осаждения цинка. Т.к. не ограничив ток, покрытие будет рыхлым, темным и непрочным.
После оцинковки промываем деталь в воде, потом протираем тряпкой, смоченной в растворе пищевой соды. При реакции соды с остаточной кислотности от хлорида цинка, получается соль вроде. Потом еще раз под водой полоскаем. Сода как нейтрализатор.
Вот теперь оцинковано.
Капал воду, вода так и осталась каплями. По голой стали она растекается, а тут как бы собирается, как будто жирная поверхность.
Вот еще пара примеров оцинкованных железяк.
А теперь делаем тоже самое в реальных ситуациях. Например на кузове автомобиля.
Делал я это полтора месяца назад, езжу много по городу. Оставлял специально как открытые оцинованные места, так и под краской. Ни намека на ржавчину ни там, ни там. И вокруг под краской тоже ничего.
Итак.Слева уже готово. Нужно удалить ржу справа и мелкую чуть выше слева.
Колупаем краску вокруг очагов, я колупал канцелярским ножом, и доходим до того, что видим вокруг нетронутый чистый металл.
Достаточно колупать. Далее нам нужно немного распотрошить черную ржавчину, которая сложно поддается обработке т.к. это другая стадия оксида железа. Для этого шкуркой 500 слегка трем до рыжего цвета. Вот как раз с рыжей и будем работать, т.к. она намного активнее взаимодействует с ортофосфорной кислотой.
Ссе стало чисто, ржа сожралась.
В процессе чистки края "раны" будут слегка обколупываться, т.к. под ними есть тонка пленка окисла, это происходит до того момента, пока не дойдет до того места где краска лежит прочно. У меня почти не отваливалось.
Вот голый металл, из за своей чистоты и обезжиренности- при плюсовой температуре и влажном воздухе ржа появится примерно через мин 40-час, поэтому не тянем и быстро приступаем к нанесению цинка. Главное очень тщательно удалить ржу.
Протираем ацетоном место. Ацетон краску почти не берет. да и тереть особо не надо., заряжаем цинковый электрод кислотой и поехали.
Далее как говорил — промываем водой, нейтрализуем раствором соды и смываем все снова водой.
Т.к. цинк не пассивирован- он активен, т.е. взаимодействует с внешними раздражителями, он держаться то будет, будет защищать металл под собой. Это будет происходить пока не истощится слой самого цинка. Это займет довольно много времени.
Если зачищено было качественно, возможно не один год (слой довольно толстый я сделал). Но руки чесались и я решил зарядить аэрограф и подкрасить поверх всего этого (так и видно меньше). К машине отдавалась краска в баллоне, с номером цвета краски (Монте Карло.) С баллона красить я не люблю, тем более у данного экземпляра бешеная форсунка брызжет во все стороны. Решил стравить краски в стаканчик и заправить аэрограф (сопло 0.4 мм). Бачек аэрографа- 5 мл, этого хватило подкрасить в 2 слоя все места где цинковал и сами царапины. Распыл очень тонкий но т.к. краску не разбавлял растворителем- ставил давление в 3.5атм. До лета покататься так, за одним посмотреть как вообще живет краска на цинке, т.к. делал без грунта. Его нет у меня и грунт нужен специальный. А так убрал бельмо, которое бросалось в глаза. Оверспрей дал мата, что немного светлит краску, но если покрутить войлоком то полируется немного, а сам опыл стирается.
Полностью не полировал. До лета пока так.
- где б еще ортофосфорную кислоту найти.
- цинкарь
- и не слова о ТБ…
что же вас всех в цинк тянет окунуться…
опасность представляет именно процесс гальванизации, при котором выделяются пары цинка, так что ребятки, намордничек — маст хэв!
всасываемость через кожу кстати не такая уж и большая, но и перчатки лишними не будут, особенно при работе с ортофосфорной…